В ходе проведения закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с установлением условий допуска товаров в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н победитель продекларировал, что страной происхождения товара является Россия.

В ходе приемки в сопроводительных документах (сертификате соответствия ЕАЭС) и на упаковке товара указано место нахождения изготовителя: Китай. Является ли в данном случае товар иностранным?
Положения Приказа N 126н устанавливают условия, при соблюдении которых товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС, ставятся в приоритетное положение по сравнению с товарами, происходящими из иностранных государств. При этом подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в поданной в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заявке, наименования страны происхождения товара. Предоставления каких-либо документов в составе заявки с указанием страны происхождения товара не требуется (письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-07/95802, п. 4 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).
Безусловно, на стадии приемки товара заказчик обязан удостовериться, является ли поставляемый товар соответствующим условиям контракта. В соответствии с п. 1.7 Приказа N 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях к данному приказу, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член ЕАЭС.
Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ это правило распространяется и на отношения по поставке товаров для государственных нужд. При этом ни ГК РФ, ни Законом N 44-ФЗ не установлено исчерпывающего перечня документов, которые должны быть переданы поставщиком вместе с товаром. Фактически требования о предоставлении тех или иных сопроводительных документов могут быть определены только исходя из вида поставляемого товара и специальных требований законодательства к обороту такого товара, если такие требования установлены.
В связи с чем отметим, что сертификаты соответствия подтверждают соответствие продукции требованиям технических регламентов РФ или требованиям технического регламента ЕАЭС.
Как показывает практика, контролирующие органы не расценивают сертификаты соответствия в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров (постановление ФАС России от 11.05.2016 N 26/34802/16, решение УФАС по Новосибирской области от 12.05.2017 N 08-04-34, решение УФАС по Удмуртской Республике от 04.04.2019 N 018/06/106-168/2019).
При этом вполне очевидно, что указание в таких сертификатах сведений о месте нахождения изготовителя не является указанием страны происхождения товара, тем более что в сертификате может быть указано несколько предприятий-изготовителей продукции (решение УФАС по Москве от 16.02.2021 N 077/06/106-2382/2021, решение УФАС по Республике Хакасия N 195/КС (опубликовано 29 декабря 2015 г.), решение УФАС по Камчатскому краю от 07.12.2016 N 21-06/346-16ж).

Другие сообщения из этого канала

Похожие записи